Вы счастливый человек?
Лидия Ретивская
Эта статья написалась в результате ответа Денису Киселеву на его отзыв к другой моей статье «Я полюбила одиночество». Вот что пишет Денис:
«Простите, может, я и не прав, но, мне кажется, одиночество делает нас теми, кого называют инвалидами. Согласитесь, когда видишь жизнерадостного веселого человека, который может с легкостью собрать около себя группу людей и завоевать у них уважение к себе, ты уже не обращаешь внимания, что он сидит в коляске, что он не такой как все, ты смотришь на него как на человека, а не как на инвалида, а этого в одиночестве не добьешься. И если представить всю жизнь в одиночестве, что тогда вспоминать, какие радостные моменты жизни? Согласен, что в одиночестве понимаешь многое, чего раньше не замечал, но, наверно, это надо в меру. Нужно быть в кругу людей, главное правильных людей, которые могут тебя научить хорошему, у которых есть чему учится».
Денис, Вы совершенно правы, и нельзя не согласиться, что жизнерадостный человек на коляске не вызывает у окружающих ощущения неполноценности и обособленности. Улыбкой, доброжелательностью, оптимизмом и, конечно, умением поддерживать разговор можно прикрыть в глазах других любые немощи и любую коляску. Однако нужно иметь силы улыбаться, когда тебе совсем невесело, нужно желать другим такого добра, которого ты сам лишен, нужно быть оптимистом при больших и невосполнимых жизненных утратах, и при всем при этом нужно обладать суммой познаний в различных областях жизни, иначе не на чем держать платформу беседы с разными людьми. Чтобы всем этим обладать, надо пройти хорошую жизненную школу по повышению уровня своих познаний и по трудным урокам борьбы со своими слабостями и недостатками, в которых ещё нужно уметь честно признаваться самому себе.
Конечно, в пустом одиночестве группой людей не обставишься, но одиночество способствует приобретению качеств характера, которые и привлекают других людей к этому ярко выраженному характеру оптимиста и образованного человека. Именно таковы задачи моей статьи об одиночестве, ни в коем случае не призывающей оставаться всю жизнь один на один с собою. Мне хотелось сказать, что время пребывания в одиночестве можно использовать практично и рационально, сделав его той самой дорогой, которая приведет к людям. Однажды в санатории «Анапа» я увидела ту самую картину, которую Денис очень правдиво отразили в немногих своих слова. Я увидела улыбающегося человека на коляске с открытым доброжелательным лицом, постоянно облепленного кучей народа. Это был Владимир Михайлович Сапрыкин. С тех пор мы подружились и написали друг другу много писем. Об этом можно почитать здесь
Думается, Вы, Денис не совсем правы, полагая, будто в одиночестве нельзя добиться какого-то признания. Мне хотелось сказать не о том одиночестве, которое делает нас инвалидами, а о таком, при котором есть достаточно времени для самосовершенствования - это вполне совместимо со временем на общение, на работу, на любимые занятия. Мое отношение к одиночеству вовсе не означает отрыва от людей или призыва замкнуться в себе и не иметь друзей. Все это можно иметь и в содружестве с одиночеством.
Что касается меня, моя жизнь уже двадцать лет как полностью вписывается в нарисованную Денисом картину, и я давно не нахожусь в реальном одиночестве. Но нынешнему состоянию предшествовали годы жизни в одиночестве при самом малом круге общения. Через пятнадцать лет довольно сурового одиночества, естественно, заполненного любой возможной для моего состояния работой, мою жизнь посетило общение со многими очень хорошими, добрыми и отзывчивыми людьми.
Вообще на протяжении своей жизни, сама того не замечая, постоянно улыбаюсь. Наверное, не знала бы о том, но однажды, еще в школе, одноклассники задали вопрос: «Почему ты всегда улыбаешься, когда отвечаешь у доски». Я не знала, что улыбаюсь, это происходило спонтанно и попутно, оттого, пожав плечами, не смогла ответить на этот вопрос. Теперь-то я знаю, почему надо улыбаться. Просто так жить намного легче, чем в хмуром, недовольном или очень серьезном образе. Улыбка – это защита и оружие одновременно. Когда человек улыбается, никому в голову не приходит соваться к нему с надоевшими вопросами да советами, и твой внутренний мир оказывается защищённым от посторонней интервенции. Также улыбкой возможно побеждать недовольство и уныние других, привлекая и притягивая к себе людей, ведь приятнее общаться с жизнерадостным человеком, чем с унылым и мрачным.
Вот обычная картина моей жизни за последние двадцать лет.
Вокруг моей инвалидной коляски стоит группа людей, которые впервые меня видят. На меня смотрят широко раскрытыми удивленными глазами, задают вопросы - я отвечаю. Нередко на глазах людей вижу слезы радостного умиления. И вдруг кто-нибудь спрашивает: «Вы счастливый человек?» Не знаю, почему у народа возникает такой вопрос и задают ли его другим людям, но если возникает, наверное, он вызван какими-то наблюдениями и ощущениями. Отвечаю на вопрос всегда утвердительно. И здоровым людям бывает от этого легче. Кто знает, возможно, в трудные минуты жизни они вспомнят встречу с улыбчивым человеком на инвалидной коляске, и это поможет им справиться с собой. По правде говоря, видя перед собою множество пришедших с «большой земли» людей с озабоченными лицами и грустными глазами, мне часто кажется, будто у меня нет больших проблем, и будто в моей жизни всё в порядке, а в мире здоровых людей не совсем. И этот здоровый народ сказал и написал мне такие слова, выше которых нельзя услышать на этой земле и которые редко говорят человеку при жизни.
Знакомая экскурсовод рассказала следующее. Однажды летом она везла группу отдыхающих на экскурсию по нашему Таманскому полуострову. Погода была пасмурная, тучи, ветер, купаться холодно, а народ приехал на юг отдыхать на море, потому все были хмурые, недовольные и ворчливые. Экскурсоводу тоже неприятно, погоду ведь не закажешь. Тогда она позвонила мне и попросила разрешения завезти эту экскурсию ко мне. Приехали. Разглядывали мои работы и говорили как всегда на самые разные темы. Я всегда с радостью встречаю гостей и отвечаю на все вопросы. Показываю, если просят, как и что делается из соломки (моетворчество). Народ пишет что-то в домашней книге отзывов и уезжает. Спустя некоторое время моя эксурсовод рассказала, как, выйдя от меня, группа села в автобус, и в салоне воцарилась глубокая тишина. Никто не жаловался на плохую погоду и не выражал недовольства складывающимися обстоятельствами отдыха. Наверное, здоровые и цветущие люди задумались над тем, что их ситуация не стоит того, чтобы портить себе настроение и отравлять брюзжанием дни отпуска, что в жизни встречаются гораздо более сложные обстоятельства, в которых вполне можно радоваться всякому дню и всякому человеку, потому что наше настроение прежде всего зависит от нас самих. Старец Амвросий Оптинский говорил, что досада делает душу дымоватою, и через эту завесу несчастная душа не может пробиться к свету и теплу. Стоит ли закрывать солнце собственным угаром, которого можно избежать?
Фраза «кто ищет, тот найдет» не на пустом месте возникла, её содержание подкреплено множеством жизненных примеров. Мне хотелось найти дело по силам и по душе, и, сидя на одном месте за столом, нашла его в народном творчестве. После многих лет одиночества в труде и постоянном чтении (при этом всегда посильно помогала по хозяйству), Бог послал мне встречу с человеком, познакомившим меня с искусством флористики, которое и стало моим делом по душе и по силам. Я решила завесить стены дома картинами, чтобы ко мне ходили люди посмотреть на них. Все так и получилось. Я работала от зари до зари, а народ, ведомый обыкновенной молвой, стал меня посещать по одному, группами и целыми автобусами. Общения оказалось много, причем обязывающего держать себя в рамочках, не раскисать и прилично выглядеть. Хороший стимул к самодисциплине. Постепенно такой порядок вещей становится привычным, а привычка, говорят, вторая натура.
У нас в соседях был парень наркоман. На глазах родился, рос и в юности как-то пристрастился к наркотикам. Хороший такой парнишка, добрый, приветливый, вежливый. И вот во время разгула своего наркоманства, когда ему было уже за двадцать, он иногда заходил к нам позвонить – сотовых телефонов еще не было. Однажды, позвонив, долго сидел рядом со мной, мы беседовали о жизни. И вдруг, как всегда неожиданно, он посмотрел на меня удивленно и спросил: «Вы счастливый человек?»
В его взгляде можно было одновременно прочитать и вопрос, и удивление, и утвердительный ответ на свой собственный вопрос. Он открыл во мне счастливого человека и грустно закончил: «А я, когда маленький был, всегда вас так жалел, что вы не могли ходить». И теперь мне было жалко и обидно за этого хорошего парня с серым лицом и погасшими печальными глазами, который так неудачно и бездарно распоряжается своей здоровой жизнью.
Я уже давно не одинока в смысле присутствия вокруг разного народа. Ко мне с радостью ходят учиться дети и преподаватели, я общаюсь с молодежью и немало выпускников кафедры народного прикладного искусства Кубанского университета учились у меня основам мастерства, ко мне ездят группы детей из школ детского творчества, а летом приходят люди из самых разных уголков страны. Я никогда специально не занималась собиранием вокруг народа, просто всегда работаю, делая посильную ручную работу, одновременно работая над собой. А ещё я верующий человек и в молитвах прошу Господа Бога послать в мою жизнь то, что Он считает наиболее для меня необходимым. И за все посылаемое всегда благодарю Бога. Люди звонят, идут и едут ко мне сами, некоторые приходят спустя несколько лет. Почему и зачем – надо спросить у них. Может быть, для того, чтобы сделать для себя важное открытие и неожиданно спросить: «Вы счастливый человек?»
Просмотров: 4937
обсудить статью (7) / прочитать