Я полюбила одиночество
Лидия Ретивская
Для многих инвалидов одиночество становится одной из главных жизненных проблем. Можно привыкнуть к болезненному состоянию, терпеть телесный дискомфорт, внешние неудобства и недостатки, но труднее управлять внутренним состоянием, когда вызываемая нездоровьем душевная тяжесть усугубляется ощущением одиночества.
Среди инвалидов немало людей, думающих примерно так: никто меня не навещает, поговорить не с кем, нигде не бываю, ничего не вижу, родные меня утомили, государство не обеспечивает безбарьерной средой, работы по силам нет, я одинокий, забытый и никому не нужный. Всё однообразно, уныло, скучно, и, – о ужас! – это на всю жизнь. Кого из пожизненных инвалидов не посещали подобные мысли?
На форумах инвалидов сплошь и рядом встречаются обиды на непонимание окружающих, которые надоедают советами, жалобами на здоровье или делятся жизненными тяготами. Своих, говорят, проблем хватает, зачем ещё чужими нагружаться. Меня тоже не обошли подобные трудности, но что делать, все мы люди и хотим взаимопонимания. После двадцати лет я оказалась один на один с собою, рядом никого, кроме родителей. К тому же мы поменяли место жительства, надо было обзаводиться знакомствами на новом месте, а когда ты не ходишь на работу, это особенно трудно.
Мое общество состояло из двух соседских бабушек с их рассказами о прожитой жизни и естественными жалобами на здоровье. Прислушиваясь к суждениям бабушек, я вдруг открыла, что они очень мудрые и говорят много полезных вещей, хотя одна была совсем неграмотной. Бабушки сидели около меня часами, я внимательно слушала и думала: человека надо просто выслушать и, кто знает, не для этой ли миссии мне послано отчаянное домоседство? Доходило до того, что бабушка, разгоряченная жалобами на свою недужность, восклицала: «Если бы ты знала, как у меня болят ноги!» Меня радовала такая расстановка вещей. Приятно, когда в тебе не видят больного человека, и вообще всё происходящее стараюсь считать испытанием, а не наказанием. Если мне выпало испытание, значит, зачем-то нужно, ведь ничего напрасного в жизни не бывает и посылается только посильное – так учит моя православная вера. Выслушивание бабушек – это школа закалки терпения и выдержки, а также уроки по истории жизни предков.
Что такое одиночество, почему оно так тяжело и порою невыносимо для человека?
Одиночество бывает разным, однако чаще всего это состояние душевное и духовное, а не вещественное. Можно быть совершенно одиноким, находясь в гуще народа и в обществе родных и близких. Большинство выдающихся людей из ученой и художественной среды чувствовали себя в жизни одинокими, об этом можно прочесть в их письмах и дневниках. Наверное, для этой категории людей одиночество состояние естественное, без пребывания в одиночестве ничего не откроешь и не сотворишь, надо, чтобы не мешали думать. Потому наша земля так прекрасно устроена, что Бог в одиночестве создавал мироздание, никто не мешал творить.
Поскольку одиночество состояние внутреннее, можно и нужно бороться с ним не внешними факторами, которые часто нельзя изменить, а внутренним обустройством своего душевного состояния. «Боже, дай мне силы перенести то, что я не в силах изменить. Боже, дай мне силы изменить то, что я не в силах перенести», – философствует старинная мудрость.
Принято считать, что одиночество сглаживается общением. В таком случае, если человеку не с кем общаться, надо дружить с самим собою, учиться быть себе другом. Радость тогда бывает в доме, когда она есть в тебе самом. Никто, кроме самого человека, не сможет его развлечь, прогнав уныние и хандру. Радость, отчаяние, уныние, веселье, хандра, депрессия – понятия душевно-духовного характера, потому и бороться с ними можно духовными путями. «Чувства наши, как гибкое и молодое дерево, можно вырастить прямо и криво, по произволению», – писал А. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».
Во все времена мудрецы стремились к одиночеству. Именно такое состояние способствует развитию и накоплению душевного и духовного богатства, создавая ощущение внутренней полноты, которая становится еще полнее, когда человек ею делится. К таким людям идут за советами и утешением. Всем известны древние восточные мудрецы и христианские пустынножители, покинувшие мирские удовольствия ради жизни в глубоком аскетизме. Можно задуматься: почему, живя в затворничестве, они не ощущали себя одинокими, а становились мудрыми и прозорливыми?
Конечно, это были особые люди, избранные, но ведь люди же. Инвалиды тоже в определенной степени избранные. Почему Богу было угодно послать тяжелый недуг, например, мне? Надо задуматься и, быть может, придут ответы на эти непростые вопросы. То есть нужно учиться анализировать события и думать самому, а не искать готовых ответов. Ситуация каждого человека индивидуальна – и ответы для каждого будут только его обстоятельствам соответствующие.
В двадцать лет я встретилась с другом детства и кисло поведала ему об ожидающей меня жизни в комнатном заточении. Друг мимоходом бросил ободрительную фразу: «Если такое дело, читай книжки и повышай свой интеллект!» Он оставил мне большой чемодан книжек с русской классикой, и с этим чемоданом я вступила на дорогу борьбы с одиночеством. С тех пор прошло почти сорок лет, наполненных массой разных советов со стороны (инвалиды знают, как много бывает у нас советчиков), и теперь уверенно можно сказать, что совет «читать книги» был самым полезным из полученных за всю мою жизнь в состоянии постоянно нарастающей малоподвижности. Казалось, ничего особенного и нового, но это было семя, своевременно брошенное на почву тревог, сомнений и растерянности. Многие годы моей жизни были наполнены чтением в тишине перед окошком, этой маленькой отдушиной, которая для многих инвалидов оказывается единственной возможностью увидеть мир живых людей. Занимаясь рукодельями в поисках дела по душе и по силам, все свободное от практических занятий время я заполняла чтением, чтобы некогда было раскисать и впадать в депрессии, как часто случается с нашим братом.
Серьезное чтение способствует размышлениям и раздумьям. Думающий человек уже не одинок. Место одиночества в душе отнимают думы и плоды раздумий, а думать – это труд и немаленький. Вот известные строки поэта Н.Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Чтение классики и познавательных книг есть хорошая школа для самообразования. Официальное образование дает профессию, но интеллект и кругозор развивает чтение. Появляется вкус к языку и содержанию, ты начинаешь ощущать радость встречи с достойной книгой. «Я никогда не был так счастлив в жизни, как бываю счастлив, открыв хорошую книгу», – прочла однажды у советского писателя В.Конецкого. Мне было понятно, почему он так сказал, ибо сама испытывала подобные счастливые моменты при чтении книг. Интересно, что в древности, до новой эры, книг в нашем понимании не было, но уже в Библии написано, что книга «проводник разума, источник мудрости, и река знания» (Ездра. 14.48)
Чтение электронных книг или чтение в Интернете необходимая составляющая современной эпохи, однако не даёт того эффекта и пользы, какие происходят от общения с живой книгой. Электронное чтение скорее статистическое и хорошо для получения быстрой информации без затрат на раздумья. Трудно объяснить почему, но реальная книга в руках сильно отличается от виртуальной, к тому же читать виртуальное просто вредно, голова в напряжении и зрение страдает. У молодых людей нашего времени от сидения за компьютером уже наблюдается такая нехорошая штука, как отслоение сетчатки глаза. Зачем наживать проблемы, которых можно избежать.
Депрессия – это чаще всего неумение дружить со своим внутренним миром и наполнять его полезной информацией, ведущей к размышлениям. Раздумья и анализ происходящего учат человека наблюдать за окружающей жизнью, не зацикливаясь на своих бедах, учат помнить, что у окружающих горести тоже есть и для них не менее острые, просто другие. Естественно, своя рубашка ближе к телу, однако умение ставить собственную рубашку в конец очереди на получение душевного тепла и ведет душу к получению такого тепла через сострадание ближнему. Это именно то тепло и свет, которое спасает от одиночества, заполняя его не своими проблемами. В самом деле, когда душе заниматься собственными страданиями от одиночества, если она занята размышлениями, причем не о своих утратах, которым волей-неволей все равно отводится немало времени.
Отсюда вывод: чтобы не быть одиноким, надо занимать одинокое душевное пространство полезной информацией и чаще страдать о других, чем о себе. При думах о других находятся слова, которые можно сказать им в утешение, а также посылаются из неведомых энергетических полей духовные заряды, достаточные как для поддержки страждущих, так и для содержания своей души в терпении и покое. Чем больше сострадания и милосердия в душе сострадальца, тем больше прибудет сил душевных и духовных, и никакие вампиры не смогут их отнять. В американской лаборатории наши же русские исследователи зафиксировали на приборах таинственное свечение, исходящее от пальцев рук, делающих крестное знамение во время молитвы. Излучение было намного интенсивней и сильнее, когда человек молился не за себя, а за других.
Не секрет, что инвалиды нередко ведут себя эгоистично и потребительски, полагая, будто им все должны, а они никому ничего. Болезненная претензия ко всем и ко всему свойственна не только инвалидам, но и здоровым русским людям в целом. Берущий и ничего не отдающий человек не может быть ни счастливым, ни свободным внутренне, он может быть только рабом недовольства и ненасытимости.
Сострадание невозможно без любви, а обладателям любви никакое одиночество не страшно. Любовь к ближним, к людям, к братьям нашим меньшим, любовь к родине и своей истории, любовь к природе и всему окружающему миру – разве этого мало для того, чтобы наполнить любовью душу и сердце! А все это есть у любого даже самого недвижимого инвалида. «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть», – писал святой Василий Великий. А нам есть что любить в любых обстоятельствах, потому что есть земля, где мы родились, народ, которому мы принадлежим, есть родина и природа, даже если она выражается для нас маленьким принесенным букетиком или простой травинкой.
Многие могут сказать: родина нас забыла. Но родина и государство не одно и то же. На родине бывают разные государства и государственные системы, они меняются, однако родина одна, она никого не забывает, не предает и не бросает, если не бросят её. Полюбите родину, и эта любовь заполнит частицу внутреннего одиночества. Чтобы полюбить родину, надо полюбить её историю, а чтобы полюбить историю, надо её изучать. Знакомство с историей посредством чтения заполнит ещё одну нишу одинокого пространства души. На серьезное вдумчивое чтение может уйти масса свободного времени, и скучная одинокая жизнь заполнится интересами.
Полюбите природу и научитесь радоваться принесенной вам веточке или цветку. Чтобы этому радоваться, надо присмотреться к любому самому простому цветочку. И тогда постепенно душу станет охватывать радостное изумление непостижимым совершенством божьих творений! Ну, откуда на тоненьком стебельке берутся зеленые листочки и распускается прелестный цветок? И как из незаметного зернышка вырастает огромное дерево? Такие размышления усиливают охватывающий душу восторг, удивление и радость от того, что твоя душа видит и ощущает тайну божественного домостроительства. Постарайтесь научиться приносить в душу радость от созерцания окружающего мира, и эта радость отнимет у невыносимого душевного одиночества еще кусочек пространства.
«Свободен человек тогда, когда он располагает обилием и властен расточить его. Ибо свобода всегда есть власть и сила, и эта свобода есть власть над душою и над вещами, и сила в щедрой отдаче их», – писал выдающийся русский философ Иван Ильин.
Располагающий временем человек – такое изобилие есть у многих инвалидов –властен и распорядится этим обилием: отдать его другому, посвятить работе над собой, чтению или собственным страданиям от одиночества. Во власти человека использовать свободное время для наполнения души или для её оскудения в унылом и гордом одиночестве. Выслушивать других – это способ накопления власти над собою, это помощь ближнему по доброте сердечной, а не из расчета получить вознаграждение. Отдавать свободное время другому – качество сильных людей, и если человеку, в том числе инвалиду с обилием свободного времени, жалко поделиться им, так это его свободный выбор.
Все написанное выше основано на моих переживаниях и взглядах, сформированных за многие годы одиночества в комнатном заключении. Как только я стала полностью заполнять свободное время посильными делами, чтением и размышлениями, не позволяя себе хандрить от невозможности изменить обстоятельства, одиночество меня покинуло, хотя жизненная обстановка по существу мало изменялась. Однако полностью изменилось мое отношение к одиночеству – я полюбила одиночество так, что порой его просто не хватает. Конечно, у каждого свои обстоятельства и жизненная позиция, но одно можно сказать уверенно: чтобы не обижаться на судьбу и окружающих здоровых людей, надо стараться любить ту жизнь, которая тебе досталась, особенно если известно, что изменить ситуацию невозможно и терпеть недуг с одиночеством предстоит до конца дней. Я полюбила одиночество за то, что оно научило меня думать и слушать других, научило творческой работе и творческой созерцательности, наполнило душу любовью и благодарностью судьбе за выпавшую мне земную жизнь.
Просмотров: 6322
обсудить статью (69) / прочитать