Глазунова О.В. Стандартные правила библиотечного обслуживания инвалидов: комплексный подход.
Стандартные правила библиотечного обслуживания инвалидов:
комплексный подход.
Глазунова Оксана Васильевна,
зав. сектором тифлобиблиографии
Ростовской областной специальной библиотеки для слепых
На сегодняшний день существует целый ряд документов – законодательных, нормативных, федерального, регионального, международного уровней, призван-ных улучшить социальное положение инвалидов в обществе. Среди них принятые ООН в 1975 г. «Декларация о правах инвалидов», в 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Из Российских документов важнейшими являются ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов», Указы Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» 1996 г., «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» 1992 г. и другие.
Библиотечное обслуживание инвалидов в РФ в целом находится в стадии развития. За последние годы на федеральном уровне появились документы, в том числе регулирующие библиотечное обслуживание инвалидов. Это, прежде всего, ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», федеральная целевая программа «Культура России 2001-2005 г.г.», «Основы законодательства о культуре». Согласно этим и другим документам, каждая общедоступная государственная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем категориям граждан, в том числе и инвалидам. Тем не менее, эти и другие документы, как правило, или не реализуются в отношении инвалидов или реализуются очень слабо. Причин тому множество – недостаток финансирования, вследствие чего - невысокий уровень материально-технической базы библиотек, уровень подготовки кадров, и т.д. В целом ряде документов, названных мною и неназванных, содержатся небольшие моменты, касающиеся библиотечного обслуживания инвалидов, но единого документа, в котором были бы в целом обозначены правила библиотечного обслуживания – нет. Возможно, разработка и внедрение в практику библиотечной деятельности подобного документа и повысит уровень работы библиотек с инвалидами.
В ряде зарубежных стран уже существует опыт создания национальных стандартов и руководств по библиотечному обслуживанию инвалидов. В частности, в Великобритании разработано и внедрено в практику руководство по обслуживанию людей с нарушенным зрением для публичных библиотек, в США – стандарты библиотечного обслуживания слепых и инвалидов с другими физическими нарушениями, в Канаде библиотеки работают по стандарту «Библиотеки для всех. Руководство по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов».
В РФ, по нашему мнению, уже давно назрела необходимость создания национального стандарта или руководства по библиотечному обслуживанию инвалидов, разработанного с учетом особенностей развития библиотечного дела в нашей стране, в том числе и работы библиотек с инвалидами. Одна из таких особенностей – неравномерный уровень библиотечного обслуживания инвалидов в разных регионах. Факторов, влияющих на это, много – временной, демографический (преобладание сельского населения над городским в некоторых регионах), статистический (процентное отношение инвалидов в обществе) и другие. В некоторых областях муниципальные библиотеки (ЦБС) активно работают с инвалидами, в других – библиотечное обслуживание инвалидов имеет эпизодический характер. Поэтому необходимо разработать правила (или руководство), носящие общий рекомендательный характер, дающие ориентиры, направление деятельности библиотек в области обслуживания инвалидов разных категорий.
В основе правил должны лежать следующие принципы:
1. Принцип социального подхода к инвалидности, основанный на несовершенстве окружающей инвалида среды, рассматривающий инвалидность как проблему физических и социальных барьеров, не дающих возможность инвалиду реализовать свои права и возможности.
2. Принцип независимой жизни, который гласит о том, что инвалид имеет право (и должен иметь возможность) выбирать самостоятельно образ своей жизни. Этот принцип основан на философии независимой жизни, которая определяется как возможность определять свою жизнь на основе личностного выбора, сводящего к минимуму зависимость от окружающих в принятиии решений и осуществлении деятельности в различных сферах жизни, т.е. сведение к минимуму психологической и физической зависимости от других.
3. Принцип равных возможностей, предполагающий равенство инвали-дов в реализации их как членов общества в различных сферах деятель-ности, основанный (по словам Аристотеля) на том, что это равенство означает, что «к равным вещам должно быть неравное отношение, причем степень неравенства должна определяется степенью их различия».
Документ, регламентирующий библиотечное обслуживание инвалидов, должен содержать цели и задачи, основные направления деятельности библиотек и принципы работы с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности.
Предполагаемые положения:
I. Документ должен содержать термины и определения, касающиеся инвалидов, которые лягут в основу руководства по библиотечному обслуживанию этой категории населения.
1. Общие термины: инвалид, инвалидность, ограничения жизнедеятельности, адаптация, интеграция, доступная среда жизнедеятельности, социализация, социальная реабилитация и др.
2. Библиотечные термины и определения, раскрывающие принципы и направления работы с инвалидами: библиотерапия, библиопсихология, ограниченный доступ к информации, специальные носители информации (РТШ, «говорящие» книги, и др.), специальные библиотечные услуги, доступная информация, типология читателей-инвалидов, читательские потребности инвалидов (их особенности) и др.
II. Основные направления организации библиотечного обслуживания инвалидов, основанные на концепции доступной библиотечной среды для этой категории населения, включающие устранение физических и информационных барьеров. По нашему мнению необходимо выделить следующие направления:
1. организация внешнего доступа к библиотеке с помощью специ-альных архитектурных решений: пандусов, перил, специальных дверей, звуковых сигналов и т.д.;
2. организация внутреннего комфортного пространства библиотеки, предполагающая свободный доступ к фондам библиотеки, самостоятельный поиск информации с помощью СБА библиотеки, получение информации в доступных для инвалида форматах и т.д.;
3. организация формирования фондов, основанная на устранении информационных барьеров между потребителем информации с ограничениями жизнедеятельности и документом. При этом необходимо подчеркнуть особенность этого процесса – его разделение на два русла: подбор документов по семантическому содержанию и по способу закрепления информации (материальной составляющей документа). Вторая особенность этого процесса предполагает преобладание той или иной категории инвалидов аудильного, тактильного, визуального восприятия информации;
4. организация подготовки библиотечных кадров для работы с инвалидами разных категорий.
Это направление – одна из самых актуальных проблем в работе с инвалидами, т.к. библиотечные работники зачастую очень слабо разбираются в вопросах, связанных с инвалидностью. Налицо неготовность, а порой и нежелание общения с инвалидами в рамках профессиональной деятельности. Между тем библиотечный работник должен быть реализатором права инвалида на свободный доступ к информации. Поэтому организация подготовки библиотечных работников к работе с инвалидами должна включать ознакомление с психологией инвалидов разных категорий, основами дефектологии, особенностями их информационных потребностей, этикой обслуживания инвалидов разных категорий и т.д.
Кроме того, в этом разделе необходимо определить круг специали-стов, которых желательно ввести в штат библиотеки: психолог, реа-билитолог, библиотерапевт и т.д.;
5. организация специальных библиотечных услуг для инвалидов разных категорий. Это направление должно включать надомное обслуживание инвалидов, организация АРМов для инвалидов разных категорий и т.д.
III. Модель и принципы взаимодействия библиотек, работающих с инвалидами, с другими учреждениями культуры в регионе, с учреждениями социальной защиты.
IV. Модель взаимодействия областных специальных библиотек с муни-ципальными библиотеками, библиотеками образовательных учреж-дений. В разделе должны быть раскрыты механизмы этого взаимо-действия, принципы координации между библиотеками разных видов и типов. С учетом специфики уровня библиотечного обслуживания инвалидов в том или ином регионе, уровня включенности муниципальных библиотек в этот процесс, уровня развития специальной библиотеки для слепых данного региона можно предложить несколько схем создания библиотечного обслуживания инвалидов. Самой оптимальной схемой является следующая:
специальная библиотека для слепых выступает как методико-координационный центр для муниципальных библиотек в области библиотечного обслуживания инвалидов. Проводит для них семина-ры, практические конференции, обучающие курсы с привлечением специалистов. Кроме этого специальная библиотека для слепых предоставляет нуждающимся читателям-инвалидам других категорий специальные услуги – домашнее обслуживание, пользование электронным читальным залом, предоставление книг спецформатов.
Результатом реализации подобного документа нужно считать создание рабо-тающей модели библиотечного обслуживания инвалидов на региональном и федеральном уровнях, при которой будут реализованы право на равный доступ к информации инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности в необходимых форматах и право на реализацию личностного потенциала инвалида в социально-культурной сфере.
комплексный подход.
Глазунова Оксана Васильевна,
зав. сектором тифлобиблиографии
Ростовской областной специальной библиотеки для слепых
На сегодняшний день существует целый ряд документов – законодательных, нормативных, федерального, регионального, международного уровней, призван-ных улучшить социальное положение инвалидов в обществе. Среди них принятые ООН в 1975 г. «Декларация о правах инвалидов», в 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Из Российских документов важнейшими являются ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов», Указы Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» 1996 г., «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» 1992 г. и другие.
Библиотечное обслуживание инвалидов в РФ в целом находится в стадии развития. За последние годы на федеральном уровне появились документы, в том числе регулирующие библиотечное обслуживание инвалидов. Это, прежде всего, ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», федеральная целевая программа «Культура России 2001-2005 г.г.», «Основы законодательства о культуре». Согласно этим и другим документам, каждая общедоступная государственная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем категориям граждан, в том числе и инвалидам. Тем не менее, эти и другие документы, как правило, или не реализуются в отношении инвалидов или реализуются очень слабо. Причин тому множество – недостаток финансирования, вследствие чего - невысокий уровень материально-технической базы библиотек, уровень подготовки кадров, и т.д. В целом ряде документов, названных мною и неназванных, содержатся небольшие моменты, касающиеся библиотечного обслуживания инвалидов, но единого документа, в котором были бы в целом обозначены правила библиотечного обслуживания – нет. Возможно, разработка и внедрение в практику библиотечной деятельности подобного документа и повысит уровень работы библиотек с инвалидами.
В ряде зарубежных стран уже существует опыт создания национальных стандартов и руководств по библиотечному обслуживанию инвалидов. В частности, в Великобритании разработано и внедрено в практику руководство по обслуживанию людей с нарушенным зрением для публичных библиотек, в США – стандарты библиотечного обслуживания слепых и инвалидов с другими физическими нарушениями, в Канаде библиотеки работают по стандарту «Библиотеки для всех. Руководство по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов».
В РФ, по нашему мнению, уже давно назрела необходимость создания национального стандарта или руководства по библиотечному обслуживанию инвалидов, разработанного с учетом особенностей развития библиотечного дела в нашей стране, в том числе и работы библиотек с инвалидами. Одна из таких особенностей – неравномерный уровень библиотечного обслуживания инвалидов в разных регионах. Факторов, влияющих на это, много – временной, демографический (преобладание сельского населения над городским в некоторых регионах), статистический (процентное отношение инвалидов в обществе) и другие. В некоторых областях муниципальные библиотеки (ЦБС) активно работают с инвалидами, в других – библиотечное обслуживание инвалидов имеет эпизодический характер. Поэтому необходимо разработать правила (или руководство), носящие общий рекомендательный характер, дающие ориентиры, направление деятельности библиотек в области обслуживания инвалидов разных категорий.
В основе правил должны лежать следующие принципы:
1. Принцип социального подхода к инвалидности, основанный на несовершенстве окружающей инвалида среды, рассматривающий инвалидность как проблему физических и социальных барьеров, не дающих возможность инвалиду реализовать свои права и возможности.
2. Принцип независимой жизни, который гласит о том, что инвалид имеет право (и должен иметь возможность) выбирать самостоятельно образ своей жизни. Этот принцип основан на философии независимой жизни, которая определяется как возможность определять свою жизнь на основе личностного выбора, сводящего к минимуму зависимость от окружающих в принятиии решений и осуществлении деятельности в различных сферах жизни, т.е. сведение к минимуму психологической и физической зависимости от других.
3. Принцип равных возможностей, предполагающий равенство инвали-дов в реализации их как членов общества в различных сферах деятель-ности, основанный (по словам Аристотеля) на том, что это равенство означает, что «к равным вещам должно быть неравное отношение, причем степень неравенства должна определяется степенью их различия».
Документ, регламентирующий библиотечное обслуживание инвалидов, должен содержать цели и задачи, основные направления деятельности библиотек и принципы работы с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности.
Предполагаемые положения:
I. Документ должен содержать термины и определения, касающиеся инвалидов, которые лягут в основу руководства по библиотечному обслуживанию этой категории населения.
1. Общие термины: инвалид, инвалидность, ограничения жизнедеятельности, адаптация, интеграция, доступная среда жизнедеятельности, социализация, социальная реабилитация и др.
2. Библиотечные термины и определения, раскрывающие принципы и направления работы с инвалидами: библиотерапия, библиопсихология, ограниченный доступ к информации, специальные носители информации (РТШ, «говорящие» книги, и др.), специальные библиотечные услуги, доступная информация, типология читателей-инвалидов, читательские потребности инвалидов (их особенности) и др.
II. Основные направления организации библиотечного обслуживания инвалидов, основанные на концепции доступной библиотечной среды для этой категории населения, включающие устранение физических и информационных барьеров. По нашему мнению необходимо выделить следующие направления:
1. организация внешнего доступа к библиотеке с помощью специ-альных архитектурных решений: пандусов, перил, специальных дверей, звуковых сигналов и т.д.;
2. организация внутреннего комфортного пространства библиотеки, предполагающая свободный доступ к фондам библиотеки, самостоятельный поиск информации с помощью СБА библиотеки, получение информации в доступных для инвалида форматах и т.д.;
3. организация формирования фондов, основанная на устранении информационных барьеров между потребителем информации с ограничениями жизнедеятельности и документом. При этом необходимо подчеркнуть особенность этого процесса – его разделение на два русла: подбор документов по семантическому содержанию и по способу закрепления информации (материальной составляющей документа). Вторая особенность этого процесса предполагает преобладание той или иной категории инвалидов аудильного, тактильного, визуального восприятия информации;
4. организация подготовки библиотечных кадров для работы с инвалидами разных категорий.
Это направление – одна из самых актуальных проблем в работе с инвалидами, т.к. библиотечные работники зачастую очень слабо разбираются в вопросах, связанных с инвалидностью. Налицо неготовность, а порой и нежелание общения с инвалидами в рамках профессиональной деятельности. Между тем библиотечный работник должен быть реализатором права инвалида на свободный доступ к информации. Поэтому организация подготовки библиотечных работников к работе с инвалидами должна включать ознакомление с психологией инвалидов разных категорий, основами дефектологии, особенностями их информационных потребностей, этикой обслуживания инвалидов разных категорий и т.д.
Кроме того, в этом разделе необходимо определить круг специали-стов, которых желательно ввести в штат библиотеки: психолог, реа-билитолог, библиотерапевт и т.д.;
5. организация специальных библиотечных услуг для инвалидов разных категорий. Это направление должно включать надомное обслуживание инвалидов, организация АРМов для инвалидов разных категорий и т.д.
III. Модель и принципы взаимодействия библиотек, работающих с инвалидами, с другими учреждениями культуры в регионе, с учреждениями социальной защиты.
IV. Модель взаимодействия областных специальных библиотек с муни-ципальными библиотеками, библиотеками образовательных учреж-дений. В разделе должны быть раскрыты механизмы этого взаимо-действия, принципы координации между библиотеками разных видов и типов. С учетом специфики уровня библиотечного обслуживания инвалидов в том или ином регионе, уровня включенности муниципальных библиотек в этот процесс, уровня развития специальной библиотеки для слепых данного региона можно предложить несколько схем создания библиотечного обслуживания инвалидов. Самой оптимальной схемой является следующая:
специальная библиотека для слепых выступает как методико-координационный центр для муниципальных библиотек в области библиотечного обслуживания инвалидов. Проводит для них семина-ры, практические конференции, обучающие курсы с привлечением специалистов. Кроме этого специальная библиотека для слепых предоставляет нуждающимся читателям-инвалидам других категорий специальные услуги – домашнее обслуживание, пользование электронным читальным залом, предоставление книг спецформатов.
Результатом реализации подобного документа нужно считать создание рабо-тающей модели библиотечного обслуживания инвалидов на региональном и федеральном уровнях, при которой будут реализованы право на равный доступ к информации инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности в необходимых форматах и право на реализацию личностного потенциала инвалида в социально-культурной сфере.
Просмотров: 11176
обсудить статью (0) / прочитать