Пылающий адрес войны Ленинград
Ленинград. Блокада. Что значат эти слова для тех, кому сегодня еще 13 или 17?
Для людей, часто испытывающих физическую боль, слово «блокада» может нести особую смысловую нагрузку. Блокады ведь бывают и медикаментозные. Так называют уколы лекарством, блокирующие какие-то негативные явления в организме, боли, к примеру.
В театральной постановке «Пылающий адрес войны. Ленинград» театра-студии «Открытые Сердца» в Красноярске Блокаду играли.
Василий Селюков и прежде ставил спектакли инклюзивного театра Открытых Сердец. Сюжет о блокадном Ленинграде предельно прост. Это воспоминания о ленинградской блокаде, которые читает женщина, сумевшая пережить эти страшные 900 дней. Героиня молодая, монологи из времени войны (исполнила Алина Голованова, студентка красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича) и она же в преклонных годах уже в коляске.(Елизавета Шпакова, девушка инвалид-колясочник)
Лизе Шпаковой шестнадцать, но у нее за спиной уже несколько ролей в постановках инклюзивного театра.
- Конечно, я прикидывала события блокады из нашей постановки на себя. Я смотрела много фильмов о Великой отечественной войне. Особенно врезались в память эпизоды о том, как угасал от голода совсем юный ленинградец. В конце того фильма (я не запомнила его названия, сетует девушка) появилась пища, но было слишком поздно, мальчик уже не мог кушать и усваивать продукты. Нам трудно представить этот ужас, когда ты голодна, видишь конфеты, а есть их уже можешь. Я все время работы над ролью пыталась представить себя в тех условиях, что это моя норма инвалида (иждивенца) в 125 граммов черного хлеба!
В полумраке сцены Правобережного ГорДК под лучом прожектора сидит девушка в коляске, загримированная под седовласую старушку-ветерана. На груди медаль. Издалека очень схожа с народной артисткой Лией Ахеджаковой. Неторопливая протяжная речь подчеркивает тяжесть воспоминаний, многолетнюю усталость от них. Дополнительно подчеркивает достоверность происходящего проекция видео хроники улиц Ленинграда 42-го. Руины, редкие прохожие что тащат, везут кого-то на санках.
Пожилая блокадница (Лиза Шпакова) проговаривает: - На следующий день мама получила похоронку на Коленьку. Брата, сына, больше нет…
В этот момент у меня, мужика многое повидавшего и испытавшего на себе, и, как мне самому еще недавно казалось, не знающего слов сентиментальности – на глазах навернулись слезы. Верю, всему происходящему – верю! Ворчание мое от недовольства мелкими историческими неточностями, патетикой, смешанной с наивностью на первых минутах действа имевших место на сцене, куда-то улетучилось. Вместо этого накопилась гордость за наш народ, который сумел преодолеть все. Преодолели тогда, преодолевают теперь – боль, неурядицы, порой обиды. И остаются люди – кремень. Люди, способные найти свою роль, и в колясках, и на сцене, и в жизни!
Алина Голованова играла блокадницу в молодости. И она действительно очень молода, ей нет и восемнадцати.
-Знаете, я думаю, что меня раньше многие могли назвать «тихоня». Не очень легко находила контакт с новыми людьми. Правда, потом это прошло. А тут меня приняли как старую знакомую с первой репетиции. С режиссёром Василием Селюковым мы знакомы давно, он-то и привлек меня к участию в постановке «Пылающий адрес войны. Ленинграда». И я сразу почувствовала то, что в театре-студии Открытых Сердец царит такая атмосфера, что здесь даже молчать уютно! Дополнительно изучать историю Войны особенно мне не потребовалось. У нас в колледже замечательная преподаватель истории Нина Васильевна Трошкова. К тому же я думаю, что в актерском труде знание фактов не основной элемент профессии. Мне кажется, самое главное, найти свое место в спектакле, поймать свою волну. Лично мне в этом помогли стихи Ольги Берггольц блокадного периода, которые я читаю со сцены. Особенно вот этот эпизод:
Ненастный вечер, тихий и холодный.
Мельчайший дождик сыплется впотьмах.
Прямой-прямой пустой Международный
в огромных новых нежилых домах.
Тяжелый свет артиллерийских вспышек
то озаряет контуры колонн,
то статуи, стоящие на крышах,
то барельеф из каменных знамен
и стены — сплошь в пробоинах снарядов...
Эдуард Асадов – поэт фронтовик, вернувшийся с войны полностью ослепшим. Его стихотворные письма с фронта своей матери еще больше усиливали остроту сценического действа.
Были в спектакле и другие постановочные находки от режиссера инклюзивного театра Василия Селюкова.
«За синий платочек стрррочи пулеметчик», – поет Анастасия Пушкарева, исполнившая роль Клавдии Шульженко и тоже сидя в инвалидной коляске, как и Лиза Шпакова.
Суть в том, что девушка звук «р» произносит очень раскатисто. И это, на мой взгляд, оказалось находкой. Словно и впрямь из пулемета очередь слышна!
- Мы репетировали! – не без гордости за сотворенное сообщает руководитель организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца» Елена Нига, – Видимо, и вправду многое в нашей постановке попало в цель, как очередь пулеметчика во врага, так и запало в сердца зрителей. Как нас приветствовали на премьере «Ленинграда» сами люди, пережившие блокаду. Как благодарили наших ребят и всех участников спектакля, за то, что мы помним их подвиг, и за то, что сами тоже не сдаемся!
Сергей Баршай отЗазеркалье.Фото подготовил автор.
На фото в середине в очках Алина Голованова, справа в коляске – Елизавета Шпакова.
Опубликованов газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 28-е июля 2017г.
Для людей, часто испытывающих физическую боль, слово «блокада» может нести особую смысловую нагрузку. Блокады ведь бывают и медикаментозные. Так называют уколы лекарством, блокирующие какие-то негативные явления в организме, боли, к примеру.
В театральной постановке «Пылающий адрес войны. Ленинград» театра-студии «Открытые Сердца» в Красноярске Блокаду играли.
Василий Селюков и прежде ставил спектакли инклюзивного театра Открытых Сердец. Сюжет о блокадном Ленинграде предельно прост. Это воспоминания о ленинградской блокаде, которые читает женщина, сумевшая пережить эти страшные 900 дней. Героиня молодая, монологи из времени войны (исполнила Алина Голованова, студентка красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича) и она же в преклонных годах уже в коляске.(Елизавета Шпакова, девушка инвалид-колясочник)
Лизе Шпаковой шестнадцать, но у нее за спиной уже несколько ролей в постановках инклюзивного театра.
- Конечно, я прикидывала события блокады из нашей постановки на себя. Я смотрела много фильмов о Великой отечественной войне. Особенно врезались в память эпизоды о том, как угасал от голода совсем юный ленинградец. В конце того фильма (я не запомнила его названия, сетует девушка) появилась пища, но было слишком поздно, мальчик уже не мог кушать и усваивать продукты. Нам трудно представить этот ужас, когда ты голодна, видишь конфеты, а есть их уже можешь. Я все время работы над ролью пыталась представить себя в тех условиях, что это моя норма инвалида (иждивенца) в 125 граммов черного хлеба!
В полумраке сцены Правобережного ГорДК под лучом прожектора сидит девушка в коляске, загримированная под седовласую старушку-ветерана. На груди медаль. Издалека очень схожа с народной артисткой Лией Ахеджаковой. Неторопливая протяжная речь подчеркивает тяжесть воспоминаний, многолетнюю усталость от них. Дополнительно подчеркивает достоверность происходящего проекция видео хроники улиц Ленинграда 42-го. Руины, редкие прохожие что тащат, везут кого-то на санках.
Пожилая блокадница (Лиза Шпакова) проговаривает: - На следующий день мама получила похоронку на Коленьку. Брата, сына, больше нет…
В этот момент у меня, мужика многое повидавшего и испытавшего на себе, и, как мне самому еще недавно казалось, не знающего слов сентиментальности – на глазах навернулись слезы. Верю, всему происходящему – верю! Ворчание мое от недовольства мелкими историческими неточностями, патетикой, смешанной с наивностью на первых минутах действа имевших место на сцене, куда-то улетучилось. Вместо этого накопилась гордость за наш народ, который сумел преодолеть все. Преодолели тогда, преодолевают теперь – боль, неурядицы, порой обиды. И остаются люди – кремень. Люди, способные найти свою роль, и в колясках, и на сцене, и в жизни!
Алина Голованова играла блокадницу в молодости. И она действительно очень молода, ей нет и восемнадцати.
-Знаете, я думаю, что меня раньше многие могли назвать «тихоня». Не очень легко находила контакт с новыми людьми. Правда, потом это прошло. А тут меня приняли как старую знакомую с первой репетиции. С режиссёром Василием Селюковым мы знакомы давно, он-то и привлек меня к участию в постановке «Пылающий адрес войны. Ленинграда». И я сразу почувствовала то, что в театре-студии Открытых Сердец царит такая атмосфера, что здесь даже молчать уютно! Дополнительно изучать историю Войны особенно мне не потребовалось. У нас в колледже замечательная преподаватель истории Нина Васильевна Трошкова. К тому же я думаю, что в актерском труде знание фактов не основной элемент профессии. Мне кажется, самое главное, найти свое место в спектакле, поймать свою волну. Лично мне в этом помогли стихи Ольги Берггольц блокадного периода, которые я читаю со сцены. Особенно вот этот эпизод:
Ненастный вечер, тихий и холодный.
Мельчайший дождик сыплется впотьмах.
Прямой-прямой пустой Международный
в огромных новых нежилых домах.
Тяжелый свет артиллерийских вспышек
то озаряет контуры колонн,
то статуи, стоящие на крышах,
то барельеф из каменных знамен
и стены — сплошь в пробоинах снарядов...
Эдуард Асадов – поэт фронтовик, вернувшийся с войны полностью ослепшим. Его стихотворные письма с фронта своей матери еще больше усиливали остроту сценического действа.
Были в спектакле и другие постановочные находки от режиссера инклюзивного театра Василия Селюкова.
«За синий платочек стрррочи пулеметчик», – поет Анастасия Пушкарева, исполнившая роль Клавдии Шульженко и тоже сидя в инвалидной коляске, как и Лиза Шпакова.
Суть в том, что девушка звук «р» произносит очень раскатисто. И это, на мой взгляд, оказалось находкой. Словно и впрямь из пулемета очередь слышна!
- Мы репетировали! – не без гордости за сотворенное сообщает руководитель организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца» Елена Нига, – Видимо, и вправду многое в нашей постановке попало в цель, как очередь пулеметчика во врага, так и запало в сердца зрителей. Как нас приветствовали на премьере «Ленинграда» сами люди, пережившие блокаду. Как благодарили наших ребят и всех участников спектакля, за то, что мы помним их подвиг, и за то, что сами тоже не сдаемся!
Сергей Баршай отЗазеркалье.Фото подготовил автор.
На фото в середине в очках Алина Голованова, справа в коляске – Елизавета Шпакова.
Опубликованов газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 28-е июля 2017г.
Просмотров: 1578
Статья добавлена пользователем: zazerkalie
обсудить статью (0) / прочитать