Кутузов зрил в оба!
В августе исполняется 205 лет с того дня, когда полки Наполеона Бонапарта пересекли Неман, пограничную реку в те годы для Российской Империи, и двинулись на нашу Столицу.
Не удивительно, что Красноярская краевая специализированная библиотека для инвалидов по зрению старается не отставать от тенденции и изготовила тактильную книгу с иллюстрациями ручной работы приуроченную к этому событию.
К 205-летию Отечественной войны 1812 года мастерами тактильной иллюстрации Екатериной Жуковой и вашим слугой покорным, Сергеем Баршаем было изготовлено пять барельефных изображений памятников героев той Отечественной Войны. Это барельефные копии бюстов князя Багратиона и фельдмаршала Барклай де Толли. Это бюст молодого в дни битв генерала, партизана, а также известного гуляки-поэта Дениса Давыдова. Кроме того в этот тактильный сборник вошла копия мемориального барельефа «девицы – кавалериста» Надежды Дуровой. Этот камень-барельеф установлен на месте, где когда-то был доме Дуровых в городе Сарапул (Республика Удмуртия). Именно Надежда Дурова стала прототипом героини культовой кинокартины «Гусарская баллада».
Работа над такой галереей исторических персонажей потребовала изрядной предварительной подготовки и весьма приумножила представления художников о событиях тех лет. После многих часов проведенных в Интернет поисковиках, мы узнали, к примеру, что цирковые династии Дуровых, а равно двоюродный брат укротителей, Лев Дуров, это потомки той самой «кавалеристки» Надежды Дуровой. И что на момент преображения мадам Дуровой в юного корнета, «девице кавалеристу» уже, оказывается, «стукнуло» двадцать девять лет!
История, разумеется, не терпит сослагательного наклонения. Но в тоже время история полна стереотипов.
Вот стереотип, открытие которого в ходе работы над новыми книгами поразило нас с Екатериной Жуковой более всего. Это произошло в ходе изготовления барельефной копии бюста Михаила Кутузова, установленного в Смоленске, работы скульптора Томского. Мы, как многие россияне, многие годы были заложниками представлений о Кутузове, созданными рядом актеров в исторических фильмах. Та же «Гусарская Баллада» с легендарным Ильинским в роли Голенищева-Кутузова. В «Войне и Мире» Сергея Бондарчука фельдмаршала играл Борис Захава. Были другие появления на экране Кутузова. И везде победитель непобедимого Наполеона был одноглаз. По сути, он был инвалидом. Везде актеры появлялись на экране с черной повязкой на правом глазу. Не удивительно, что стереотип об одноглазом фельдмаршале утвердился в наших представлениях о нем.
И вдруг мы читаем:
«Кутузов не пират, ему повязка на глазу не нужна!»
«В последние годы стали массово тиражироваться изображения главнокомандующего русской армией в 1812 г. генерал-фельдмаршала светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу. «Одноглазого» Кутузова можно увидеть на обложках книг и журналов, на картинах современных художников и на различных сувенирных изделиях, а также на бюстах и памятниках. Подобные изображения не соответствуют исторической достоверности, поскольку Кутузов никогда не носил повязок на глазу. Правый глаз после ранения в голову у Кутузова видел хуже, но полководец не скрывал его повязками. Кутузов не пират, ему незачем было прятать глаз под повязку. Нет ни одного мемуарного или эпистолярного свидетельства современников Кутузова, описывающего фельдмаршала с повязкой на правом глазу.»
И в далее: «Общественный совет обращается ко всем художникам и скульпторам, а также к изготовителям печатной и сувенирной продукции с призывом прекратить заниматься фальсификацией истории и перестать тиражировать изображения М.И.Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу.»
Суть легенды оказалась весьма прозаична на поверку. Начнем с того, что в начале XIX века носить повязки на глазу после заживления ран было не принято. Даже в том случае, когда глаз совсем отсутствовал. А история болезни пациента Кутузова такова. В 1788 году в бою под Очаковым Кутузов, еще генерал, получил ранение в голову. Пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз. Приговор врачей был однозначен – смерть, Однако Кутузов не только не умер, но даже не потерял зрение, хотя правый глаз немного перекосило. Удивление врачей и всего света тем, что Кутузов остался жить и уже через 6 месяцев вновь оказался в строю. При этом ранее, еще в 1774 г. под Алуштой, так же как и под Очаковым, Кутузов был ранен в голову, причем пуля прошла практически в том же месте. Врачи считали выздоровление Кутузова чудом.
А мы сочли чудом, что у двух красноярских мастеров, изготовителей ручных тактильных иллюстраций, хватило усердия докопаться до истины. И незрячие пользователи библиотеки для инвалидов по зрения Красноярска получат представление об истинно образе Кутузова. Слава богу, скульптор Томский слепил в Смоленске графа Голенищева-Кутузова с двумя глазами. И, разумеется, что мы изготовили барельефную именно с этого бюста.
Были и другие тактильные образовательные пособия. Например книга, «Истрия Российского герба»
Сергей Баршай от Зазеркалье.
Фото автора.
Не удивительно, что Красноярская краевая специализированная библиотека для инвалидов по зрению старается не отставать от тенденции и изготовила тактильную книгу с иллюстрациями ручной работы приуроченную к этому событию.
К 205-летию Отечественной войны 1812 года мастерами тактильной иллюстрации Екатериной Жуковой и вашим слугой покорным, Сергеем Баршаем было изготовлено пять барельефных изображений памятников героев той Отечественной Войны. Это барельефные копии бюстов князя Багратиона и фельдмаршала Барклай де Толли. Это бюст молодого в дни битв генерала, партизана, а также известного гуляки-поэта Дениса Давыдова. Кроме того в этот тактильный сборник вошла копия мемориального барельефа «девицы – кавалериста» Надежды Дуровой. Этот камень-барельеф установлен на месте, где когда-то был доме Дуровых в городе Сарапул (Республика Удмуртия). Именно Надежда Дурова стала прототипом героини культовой кинокартины «Гусарская баллада».
Работа над такой галереей исторических персонажей потребовала изрядной предварительной подготовки и весьма приумножила представления художников о событиях тех лет. После многих часов проведенных в Интернет поисковиках, мы узнали, к примеру, что цирковые династии Дуровых, а равно двоюродный брат укротителей, Лев Дуров, это потомки той самой «кавалеристки» Надежды Дуровой. И что на момент преображения мадам Дуровой в юного корнета, «девице кавалеристу» уже, оказывается, «стукнуло» двадцать девять лет!
История, разумеется, не терпит сослагательного наклонения. Но в тоже время история полна стереотипов.
Вот стереотип, открытие которого в ходе работы над новыми книгами поразило нас с Екатериной Жуковой более всего. Это произошло в ходе изготовления барельефной копии бюста Михаила Кутузова, установленного в Смоленске, работы скульптора Томского. Мы, как многие россияне, многие годы были заложниками представлений о Кутузове, созданными рядом актеров в исторических фильмах. Та же «Гусарская Баллада» с легендарным Ильинским в роли Голенищева-Кутузова. В «Войне и Мире» Сергея Бондарчука фельдмаршала играл Борис Захава. Были другие появления на экране Кутузова. И везде победитель непобедимого Наполеона был одноглаз. По сути, он был инвалидом. Везде актеры появлялись на экране с черной повязкой на правом глазу. Не удивительно, что стереотип об одноглазом фельдмаршале утвердился в наших представлениях о нем.
И вдруг мы читаем:
«Кутузов не пират, ему повязка на глазу не нужна!»
«В последние годы стали массово тиражироваться изображения главнокомандующего русской армией в 1812 г. генерал-фельдмаршала светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу. «Одноглазого» Кутузова можно увидеть на обложках книг и журналов, на картинах современных художников и на различных сувенирных изделиях, а также на бюстах и памятниках. Подобные изображения не соответствуют исторической достоверности, поскольку Кутузов никогда не носил повязок на глазу. Правый глаз после ранения в голову у Кутузова видел хуже, но полководец не скрывал его повязками. Кутузов не пират, ему незачем было прятать глаз под повязку. Нет ни одного мемуарного или эпистолярного свидетельства современников Кутузова, описывающего фельдмаршала с повязкой на правом глазу.»
И в далее: «Общественный совет обращается ко всем художникам и скульпторам, а также к изготовителям печатной и сувенирной продукции с призывом прекратить заниматься фальсификацией истории и перестать тиражировать изображения М.И.Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу.»
Суть легенды оказалась весьма прозаична на поверку. Начнем с того, что в начале XIX века носить повязки на глазу после заживления ран было не принято. Даже в том случае, когда глаз совсем отсутствовал. А история болезни пациента Кутузова такова. В 1788 году в бою под Очаковым Кутузов, еще генерал, получил ранение в голову. Пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз. Приговор врачей был однозначен – смерть, Однако Кутузов не только не умер, но даже не потерял зрение, хотя правый глаз немного перекосило. Удивление врачей и всего света тем, что Кутузов остался жить и уже через 6 месяцев вновь оказался в строю. При этом ранее, еще в 1774 г. под Алуштой, так же как и под Очаковым, Кутузов был ранен в голову, причем пуля прошла практически в том же месте. Врачи считали выздоровление Кутузова чудом.
А мы сочли чудом, что у двух красноярских мастеров, изготовителей ручных тактильных иллюстраций, хватило усердия докопаться до истины. И незрячие пользователи библиотеки для инвалидов по зрения Красноярска получат представление об истинно образе Кутузова. Слава богу, скульптор Томский слепил в Смоленске графа Голенищева-Кутузова с двумя глазами. И, разумеется, что мы изготовили барельефную именно с этого бюста.
Были и другие тактильные образовательные пособия. Например книга, «Истрия Российского герба»
Сергей Баршай от Зазеркалье.
Фото автора.
Просмотров: 1671
Статья добавлена пользователем: zazerkalie
обсудить статью (0) / прочитать